3 проблемы жильцов с управляющей компанией: что делать?
1. Необоснованный сбор денег с жильцов
Например, председатель ТСЖ сообщил жильцам, что надо осуществить поверку теплового счетчика, обозначил сумму взноса с каждой квартиры и собрал деньги с жильцов. Затем председатель ТСЖ сообщил, что необходимо покупать новый счетчик, поскольку старый вышел из строя. На покупку и установку счетчика с жильцов снова собрали деньги. Однако счетчик в обозначенный срок не установили, и жильцы оказались вынуждены оплачивать тепло и летом. Председатель ТСЖ заявил, что счетчик не установлен по вине энергосбытовой компании. Жильцы считают, что виноват Председатель ТСЖ, не организовавший установку счетчика.
Кто прав и куда обращаться с жалобами жильцам?
С жалобой в первую очередь необходимо обратиться к руководству управляющей компании. Если ситуация не требует немедленного вмешательства, то стоит начать с заявления руководителю управляющей организации. Возможно, удастся урегулировать ситуацию малыми затратами и избежать долгих и надрывных разбирательств. Как показывает практика, письменные требования стимулируют к выполнению обязанностей гораздо лучше, чем устные обращения.
Кроме того, наличие письменной жалобы с просьбой устранить нарушение имеет правовое значение в случае, если конфликт пойдет дальше и дойдет до контролирующих органов, удостоверяя систематичность, злостность или неоднократность нарушений со стороны управляющей компании.
2. Неуведомление жильцов об отключении коммуникаций
Например, в доме каждый год отключают горячую воду на две недели для технических работ. При этом управляющая компаний не размещает об этом никакой информации, и отключение всегда происходит неожиданно для жильцов. Управляющая компания утверждает, что информацию должны предоставлять Теплосети.
Действительно ли это так? Куда и на кого жаловаться жильцам: на управляющую компанию или на Теплосети?
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства от 6 мая 2011 г. № 354), исполнитель обязан информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
Общий срок отключения горячей воды не должен превышать 14 дней.
Жильцы (потребители) должны быть уведомлены не позднее, чем за 10 рабочих дней до перерыва подачи горячей воды. Причем, уведомление должно быть доведено до каждого потребителя либо посредствам почтовой связи, либо Интернета, либо размещения соответствующих объявлений в общедоступных местах (информационные стенды у подъездов домов, лифтов и т.п.).
При отсутствии такого уведомления каждый потребитель вправе обратиться в суд с иском к ресурсоснабжающей организации с требованиями возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие отключения горячей воды без предварительного уведомления, а также морального вреда.
Кроме того, за время отсутствия горячей воды потребитель вправе произвести перерасчет за оплату горячей воды, пропорционально периоду такого отсутствия.
Таким образом, само по себе отключение горячей воды, если эта процедура проведена в установленном порядке, в пределах установленных сроков и не повлекла причинения вреда потребителю, нарушения прав потребителей не влечет.
Однако, при отсутствии уведомления со стороны управляющей компании об отключении воды вы вправе обратиться с жалобой в установленном порядке.
3. Отключение коммуникаций на неопределенный срок
Например, в доме отключили горячую воду на 2 месяца, мотивируя тем, что будет производиться капитальный ремонт котельной. Насколько правомерно отключение воды на такой длительный срок? Есть ли какие-то сроки для отключения коммуникаций?
Сроки ежегодного отключения горячей воды для проведения профилактических работ определены следующими нормативными актами:
- Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда (Постановление Госстроя России № 170 от 27.09.2003 г.;
- Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (главного санитарного врача РФ) № 20 от 07.04.2009 г.;
- СанПиН 2.1.4.2496-09. (пункт 3.1.11).
Так, ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Общий срок отключения горячей воды не должен превышать 14 дней. О предстоящем отключении жильцы должны быть уведомлены не позднее, чем за 10 рабочих дней до перерыва подачи горячей воды.
Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги, приводящее к нарушению прав потребителя на получение коммунальной услуги надлежащего качества, при условии, что потребитель выполняет обязательства, возложенные на него законодательством РФ и договором о предоставлении услуг. Исключения из этого правила – ситуации чрезвычайного характера, аварии и т.д.
В случае если установленная продолжительность перерыва подачи горячей воды была превышена (более 14-ти дней), осуществляется перерасчет платы за эту услугу: за каждый день превышения плата снижается на 0,15 %.